Интервью с Александром Головизниным, директором направления логистических и аналитических исследований в компании «Морстройтехнология»

Интервью с Александром Головизниным, директором направления логистических и аналитических исследований в компании «Морстройтехнология»

IMG_9023В последнее время в портовой отрасли России происходит множество изменений. Горячо обсуждается политика по возвращению российских грузов в порты РФ. В то же время постепенно «затухает очаг» российских портов Каспийского бассейна.

В «ВИВА КОНСАЛТ» выяснили, что думают об этом специалисты отрасли. Интервью дает Александр Головизнин, директор направления логистических и аналитических исследований компании «Морстройтехнология».

ВИВА КОНСАЛТ: У всех на слуху геополитическое перераспределение грузопотоков на Балтике, возможен ли, по Вашему мнению, полный переход грузов в Российские порты.

Александр Головизнин: Спрос на перевалку российского угля существенно превышает возможности терминалов в европейской части России. На Дальнем Востоке тоже не хватает мощностей, но там другие грузопотоки.

«Ростерминалуголь» (Усть Луга) за 11 месяцев перевалил 24 млн. тонн, существенно вырос объем перевалки угля в Высоцке, Кандалакше, Мурманске, но спрос все равно пока не может быть полностью удовлетворен. Есть много планов по расширению терминалов или по переориентации их под уголь. Но пока эти проекты будут реализованы, пройдет какое-то время.

Есть целый ряд грузов, под которые просто нет соответствующих терминалов на российской Балтике. Этим грузам некуда переходить, к примеру, чугун, минеральные удобрения навалом, прежде всего, аммиачная селитра; жидкие минеральные удобрения: метанол, аммиак, мелкопартионная жидкая химия.

Спрос на перевалку некоторых видов грузов может быть удовлетворен через технологию балк-в-контейнере с последующей погрузкой на балкер. Возможно, будут построены дополнительные мощности под минеральные удобрения. А вот под жидкую химию у нас на Балтике пока нет проектов.

ВИВА КОНСАЛТ: Есть ли реальные основания у планов по развитию ж/д паромного сообщения, как альтернативы переориентации грузопотоков на Балтике?

Александр Головизнин: Паромные перевозки из/в Калининград это, в первую очередь, попытка создать альтернативу транзиту калининградских грузов, а не переориентация российского экспорта из портов Прибалтики.

ВИВА КОНСАЛТ: Какие существуют перспективы для грузовых терминалов после планируемой реконструкции и модернизации портов Дальнего Востока?

Александр Головизнин: В самом Владивостоке, на мой взгляд, расширяться не так просто. Существующие терминалы зажаты между берегом и сопками, на которых уже город.

Идет большая работа по расширению терминалов в Восточном. Есть планы и по другим терминалам. Перевалка растет, спрос растет. Будут развиваться и порты.

ВИВА КОНСАЛТ: Ваше мнение касательно ситуации на Каспии в связи с заметным снижением объемов перевалки. Какие перспективы есть у портов Каспийского бассейна?

Александр Головизнин: Ситуация с российскими портами на Каспии определяется географией и состоянием нашей торговли со странами Каспийского бассейна. Также следует учесть, что со всеми странами бывшего СССР отлично налажено сухопутное сообщение.

Например, торговля с Ираном не позволяет загрузить имеющуюся портовую инфраструктуру. При этом даже грузы российско-иранской торговли частенько выбирают, например, казахстанский маршрут. Немаловажную роль в этом играют также особенности таможенных служб России и Казахстана.

Подробнее о развитии специализированных перевалочных терминалов и существующей инфраструктурной недостаточности портов РФ расскажу в своем докладе на конференции ShippingRu 2018, в Москве 28 февраля.

Напомним статистику по внешнеторговому грузообороту морских портов России (по материалам «РЖД Партнер»). Наибольшими темпами растут импорт и транзит грузов (+13,6%, до 32,7 млн т, и +14,4%, до 52,8 млн т соответственно). Экспортных грузов перегружено 552,2 млн т (+6,7%), а каботажных – 78,8 млн т (+20,6%). Если говорить о бассейнах, то наиболее высокую положительную динамику результатов демонстрируют порты Арктики (+50,6%), а отрицательную – Каспия (-35,4 %). В течение всего 2017 года объем перевалки грузов в российских морских портах Арктического бассейна постоянно увеличивался и по итогам 11 месяцев текущего года составил 67,2 млн т. Объем перевалки наливных грузов увеличился практически в 2 раза, с 20,4 до 40,5 млн т (+98,5% к уровню 2016 г.). Сухих грузов стало перерабатываться на 9,6% больше, чем в январе – ноябре 2016 года (до 24,2 млн т).

По объему перевалки грузов лидерские позиции удерживают гавани Азово-Черноморского бассейна – 244,9 млн т, что на 9,9% больше, чем за 11 месяцев 2016 года. При этом увеличилась как перевалка сухогрузов – до 107,3 млн т (+11% к уровню 2016 г.), так и наливных – до 137,5 млн т (+9,1%). Традиционно увеличили объем перевалки грузов операторы морских терминалов портов Новороссийск – до 133,9 млн т (+11,8%), Туапсе – до 24,2 млн т (+5,8 %), Кавказ – до 32,5 млн т (+5,8%), Тамань – до 13,7 млн т (+14,3%), Ростов-на-Дону – до 13,3 млн т (+11,4%).

Порты Балтийского и Дальневосточного бассейнов также показывают положительную динамику: 225,56 млн т (+4,7%) и 175,57 млн т (+3,6%) соответственно. На Северо-Западе положительной динамики удалось достичь за счет перевалки леса, угля и рыбы. Объем прошедших через российские морские порты Балтики наливных грузов снизился на 2,7% по сравнению с январем – ноябрем прошлого года, но по-прежнему составляет основную долю грузопотока – 130,3 млн т. Больший объем грузов перерабатывается в портах Усть-Луга (через него за 11 месяцев прошло 93,9 млн т, что на 10,4 % выше уровня 2016 г.), Приморск (53,1 млн т, снизившись на 9,9%) и Большой порт Санкт-Петербург (48,6 млн т, увеличившись на 10,6%).

В морских портах Дальневосточного бассейна наиболее высокие темпы роста демонстрируют стивидоры порта Владивосток – рост к уровню 2016 года составил 18,2%, до 15,5 млн т. Основную долю переваливаемых здесь грузов составляют сухогрузы – 85%. Объем их перевалки по итогам 11 месяцев 2017 года вырос на 27,5%, до 13,1 млн т. При этом объем переработки наливных грузов снизился на 15,4%, до 2,4 млн т. Однако больший грузопоток сосредоточен в таких гаванях, как порт Восточный – 63,4 млн т (+1,3%), Ванино – 26,6 млн т (-3,3%), Находка – 22,1 млн т (+4%).